Ответы на вопросы

Суть «мусорной» реформы заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов (ТКО). Безусловно, сразу перейти на такой способ сбора отходов сразу невозможно. Для этого требуются современные предприятия вторичной переработки, отлаженная система сбора различных видов отходов у населения, а главное — готовность самих граждан.

Поэтому на первом этапе будет организован и отлажен вывоз мусора от населения. Специализированные лицензированные объекты обработки, размещения и обезвреживания ТКО, на которые отправится мусор, учтены в Территориальной схеме обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского 20.09.21г. № 1193. Предстоит построить новые объекты перегрузки, сортировки, переработки и утилизации мусора.

Это отходы, которые образуются жильцами в домах и квартирах — пищевые отходы, всевозможная тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты и смёт из жилища. Региональный оператор при оказании услуги вывезет старую или сломанную мебель, бытовую технику, электроприборы.

К твердым коммунальным отходам также отнесены аналогичные по составу отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Есть исключения – отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику. К ним относятся горячие отходы, снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы.

Напомним, транспортировка отходов является сферой деятельности, подлежащей лицензированию. Федеральный закон №99-ФЗ в гл.2 ст.12 ч.1 обязывает получать разрешение на вывоз отходов. Кстати, потребитель услуги вправе потребовать информацию о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.

Если предприимчивый гражданин уклоняется от ответа, то велика вероятность, что за ваши деньги он отвезет отходы прямиком на соседнюю улицу или вывалит их в ближайшую речушку.

Региональный оператор обладает всеми необходимыми документами и полномочиями для осуществления деятельности и вывозит отходы для последующей утилизации только на объекты, включенные в территориальную схему по обращению с ТКО. И никуда больше!

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозяйственных товаров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки?

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ говорит о том, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке. Также рассматривается вопрос установления административной ответственности для таких граждан, как на уровне федерации, так и на уровне края.

Нет, нельзя. Более того, гражданин должен задать себе два вопроса:

  • имеет ли он лицензию на обращение с отходами? Вряд ли.
  • куда попадают продукты распада отходов с этой свалки, которая, скорее всего является несанкционированной? В ручьи и речки, стекающие в водоемы, откуда вода берется для водоснабжения населенного пункта, где тот самый гражданин проживает?

Новая система обращения с ТКО предусматривает безопасную утилизацию отходов. Поэтому лучше платить за услугу региональному оператору, который обеспечит экологичное обращение с отходами, чем экономить на своем здоровье, собственноручно отравлять природу и готовить не самое приятное будущее потомкам.

С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. Если раньше плата за вывоз мусора считалась «по квадратным метрам», то с внедрением новой системы обращения с отходами размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и тарифа.

Информация о нормативах накопления и тарифе при оплате за услугу размещена на нашем сайте в разделе «Документы».

Поскольку услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО теперь относится к коммунальным услугам, льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан по другим коммунальным услугам, на нее также распространяются, в том числе предоставляется и субсидия, но назначают такую поддержку органы социальной защиты при отсутствии задолженности.

Согласно п. 148 Постановления Правительства РФ № 354, договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в многоквартирном доме. За заключением отдельного договора он должен обратиться к региональному оператору. Каким образом арендатор будет компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий договора аренды.

Кроме того, за отсутствие у индивидуального предпринимателя, юридического лица, либо собственника нежилого помещения договора с региональным оператором предусмотрена административная ответственность по п. 8.3. КоАП.

Главная задача регионального оператора – обращение с твердыми коммунальными отходами. Но отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.), и те, которые образуются от ухода за зелеными насаждениями, к ТКО не относятся. Соответственно, в сферу деятельности регионального оператора они не входят.

Вместе с тем, законодательство не запрещает региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов, если он располагает такими возможностями. Вопрос их вывоза решается отдельно на договорной основе, стоимость услуги определяется соглашением с региональным оператором и не входит в стоимость тарифа.